wordpress themes.

История монастыря

Начало христианства на белорусской земле связано с крещением Киевской Руси великим князем Владимиром в 988 году. Христианство на Русь пришло из православной Византии. Историки полагают, что среди священников, крестивших киевлян, были болгары и сербы, которые проповедовали Евангелие на древнеболгарском языке, понятном другим славянам. В 992 году святым князем Владимиром были учреждены Полоцкая и Туровская православные епископские кафедры. В ХII веке полоцкий князь Борис Всеславич подарил епископам Полоцким местность  на берегу реки Дисны. С XIV века Полоцкие и Витебские земли входят в состав Великого княжества Литовского. Две трети населения нового государства составляли православные; православие принимали многие Великие князья-литовцы, бывшие до того язычниками. Надо отметить, что католическая община в Полоцке возникает лишь в конце XV века, через 500 лет после православного крещения этих земель, когда монахи-бернардинцы основали в городе свой монастырь. А в Вильне в XV веке действовали 22 православных храма и только 7 – католических.

Когда-то Березвечье было самостоятельным населённым пунктом по соседству с местечком Глубокое в Дисненском уезде, входившим в состав Полоцкого княжества. Первое упоминание в исторических документах о Березвечье относится к XIV веку. Полоцкий князь Андрей Ольгердович дал грамоту знатному православному роду Корсаков на владение этими землями. В начале XVI века в Березвечье существовала православная Свято-Онуфриева пустынь, основанная неким Онуфрием, человеком святой жизни. Ему понравилось это тихое место, окружённое озёрами и вековыми берёзами, от которых оно и получило своё название «Березвеч». В документах XVI века упоминается также «церковь Святого Михаила» в Березвечье, в имении Димитрия Корсака. Известен Полоцкий православный архиепископ Герасим (в миру – боярин Глеб) Корсак, получивший кафедру от польского короля Сигизмунда II в 1558 году. В XVII веке благочестивый владелец Березвечья Лев Корсак являлся фундатором монастыря и, согласно древнему документу, был погребён в обители. В середине XVII века сын упомянутого Льва Корсака Иосиф Львович, воевода Мстиславский и префект Дисненский, предаёт гонимую православную веру своих предков и, по политическим соображениям, переходит в унию, а затем в католичество. В 1634 году он подарил монахам-базилианам своё имение Березвечи, отменив завещание отца. В дарственной записи Иосиф Корсак выражает желание, чтобы монахи «обучали бы простой русский народ догмам христианской веры и молитвам, наставляли бы нравственности и чтобы духовные исполняли по русскому (униатскому) обряду». В Глубоком Иосиф Корсак учреждает мужской монастырь ордена Кармелитов босых, а также приходской Троицкий костёл. Униатский Базилианский мужской монастырь в Березвечье был основан после смерти Иосифа Корсака, в 1643 году. Православным монахам, которых  католики называли «схизматиками», пришлось покинуть эти земли.

В 1756 – 1763 гг. вместо деревянных строений на территории монастыря возводятся каменный храм и прилегающий к нему двухэтажный корпус. Авторами проекта были, по мнению исследователей, известные архитекторы Ян Глаубиц и Ян Дедрейштен. Храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Построен он был в стиле виленского барокко и поражал современников своим великолепием. В 1776 году к левой стороне храма была пристроена часовня.

При Базилианском монастыре действовало училище.

В 1839 году на Полоцком Соборе произошло воссоединение униатов с Православной Церковью. Униатский архиепископ Иосиф (Семашко) сумел подготовить и осуществить возвращение 700 тысяч униатов к вере отеческой. В это время православным становится и Березвечский монастырь с наименованием Рождество – Богородицкий. В 1840 году его возглавил архимандрит Михаил (Шелепин), бывший ректор Полоцкой Духовной Семинарии, также перешедший из униатства в Православие и активно помогавший  архиепископу Иосифу в деле воссоединения униатов.

Братия жила за счёт своего небольшого хозяйства, а также на пожертвования верующих. При монастыре несколько лет существовало Духовное училище, готовившее псаломщиков; богатая библиотека содержала книги на разных языках. Но храм и монастырские здания со временем обветшали и нуждались в ремонте, не  стало возможности содержать училище. Священник Александр Вераксин в своём очерке о Березвечском монастыре (1910 г.) считает причиной упадка обители уменьшение материальных средств и земельных угодий. «Уменьшалось и число братии, – пишет о. Александр, – образованные монахи постепенно оставляли Березвечи, уходя в более видные монастыри». В 1874 году по «крайней скудости средств, по малому числу монашествующих» монастырь был упразднён, церковь приписана к соседнему Глубокскому приходу. Последний настоятель монастыря, архимандрит Лаврентий, был переведён в Пожайский монастырь. После упразднения обители богослужения в бывшем монастырском соборе совершались лишь раз в году, в день памяти святых апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля. В этот день местные жители, по сложившемуся обычаю, приходили в Березвечский храм, чтобы помолиться перед чтимой иконой святого апостола Петра.

В 1900 году Архиепископ Литовский и Виленский Ювеналий (Половцев) посетил Березвечье. Его сопровождали князь Владимир Друцкий-Любецкой и священник Глубокской церкви Владимир Концевич. Осмотрев полуразрушенный храм и монастырские постройки, Владыка Ювеналий решил возродить Березвечскую обитель. Он ходатайствует перед Святейшим Синодом об учреждении женского общежительного монастыря в Березвечье. При монастыре предполагалось сразу же открыть учительскую школу для девушек. 31 января 1901 года последовал указ Св. Синода о восстановлении Березвечского Рождество – Богородицкого монастыря. Не просто было найти настоятельницу для возрождающейся обители. Четыре месяца трудилась в Березвечье игумения Алексия из Антолептского монастыря Ковенской губернии, которая затем вернулась в свою обитель. После этого Владыка Ювеналий вызвал из Елецкого Знаменского монастыря Орловской губернии казначею монахиню Сергию. Монахиня Сергия (в миру София Космина) много лет прожила в Ельце и несла разные монастырские  послушания. В 1900 году она была назначена казначеей и исполняющей должность настоятельницы Елецкого монастыря. Литовский Архиепископ предложил ей возглавить новую обитель. После паломничества в Киево-Печерскую Лавру матушка Сергия согласилась нести труды по восстановлению Березвечского  монастыря. В июле 1901 года вместе с монахиней Сергией в Березвечье приехали 9 сестёр, на плечи которых легли первые тяготы по возрождению обители. Некоторые не выдержали неустроенности жизни, тяжких трудов и, как пишет о. Александр Вераксин, «скоро “обратились вспять” и поехали обратно. Остались лишь более твёрдые духом». В 1902 году монахиня Сергия была возведена в сан игумении.

Целый год в монастыре не было постоянного священника, затем прибыл отец Марк Ячиновский. Через три года его сменил священник Александр Вераксин, который стал деятельным помощником игумении Сергии. Число сестёр постепенно увеличивалось, и к 1910 году их было уже 60.

Некогда прекрасный Березвечский собор находился в плачевном состоянии, в него опасно было входить, т.к. свод мог обрушиться. Сёстры поначалу молились в небольшой тёплой церкви, оборудованной в часовне и освящённой в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чтобы собрать средства на ремонт главного храма и монастырских зданий, в 1902 году было решено провести Всероссийский сбор. Несмотря на все трудности, собор был отремонтирован и в 1910 году освящён в честь святых Апостолов Петра и Павла.

В обители действовала иконописная мастерская. Сёстры сами расписали иконостас главного храма, а для Глубокского собора Рождества Богородицы монахинями были написаны 9 больших икон. В 1912 году со Святой Горы Афон для Березвечского монастыря была прислана #a1. Годом раньше сёстры участвовали во встрече Афонской иконы Божией Матери «Достойно есть», которая была торжественно перенесена в Глубокский собор.

При монастыре была открыта учительская школа для девочек. Должность старшей учительницы исполняла родная племянница Игумении Сергии рясофорная послушница Раиса (Калинникова), в монашестве Рипсимия,  а заведовал школой монастырский священник. Обучались в школе в основном дочери местных крестьян.

Во время Первой мировой войны, в 1914 году, Березвечский монастырь эвакуировался в г. Елец Орловской губернии, но когда обстановка на фронте стабилизировалась, сёстры с игуменией Сергией вернулись в родную обитель. В 1916 году матушка Сергия скончалась. После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь, разразилась гражданская война. В 1921 году, по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей, Глубокое вошло в состав Польской Республики. И снова начались гонения на Православие. Как сообщали Литовские Епархиальные Ведомости в октябре 1921 года: «Новогрудским воеводой предложено сёстрам Березвечского, Глубокского благочиния, монастыря освободить в кратчайший срок занимаемые монастырём здания и выехать в Вильну». Березвечский собор был переосвящён в католический костёл с сохранением прежнего наименования Петро – Павловский. Власти разместили на территории обители военную часть. Изгнанные монахини переехали в Вильно и закончили свои дни в Мариинском женском монастыре.

С 1939 по 1941гг., после воссоединения Западной Белоруссии с БССР, на территории монастыря находилась тюрьма, а в годы немецкой оккупации (1941-1944) – концлагерь для советских военнопленных.

После войны в стенах Березвечского монастыря вновь разместилась тюрьма строгого режима, которая находится здесь и по сей день. В 50-е годы ХХ столетия прекрасный Петро-Павловский собор был разрушен.

В августе 2004 года по инициативе епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия определением Синода Белорусской Православной Церкви было решено возродить в Глубоком Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила. В сентябре того же года из Полоцкого Спасо – Евфросиниевского монастыря в Березвечье приехали 7 сестёр с Игуменией Анфисой. В настоящее время в обители 12 насельниц. Новый монастырь расположен в 1 км от исторического места. Два с половиной года сёстры молились в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. С помощью Божией, трудами Игумении Анфисы и сестёр к концу 2006 года был возведён домовый храм в честь святителя Тихона Задонского. В праздник Рождества Христова 2007 года совершена первая Божественная Литургия в новой церкви.